На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Истребители Р-40 в советской авиации. Валерий Романенко © ЧАСТЬ 1-ая.

Tomahawk 126 ИАП готовится к очередному боевому вылету
Photo kindly presented by www.ipms.ru web site 

Советский Союз в годы второй мировой войны был фактически вторым (после Великобритании) «импортером» истребителей Р-40. Всего с 1941 по 1944 годы было получено 247 Р-40С («Tomahawk» IIB) и 2178 Р-40Е, K, L, M и N , что выводит самолет на четвертое место (после Р-39, «Hurricane» и Р-63). Динамика поступления по годам выглядит следующим образом: 1941 г. – 230  «Tomahawk» и 15  Р-40Е; 1942 - 17 «Tomahawk» и 487  Р-40Е, Е-1, K, L; 1943 -  939 P-40E-1, K, L, M,N; 1944 - 446 в основном Р-40М и N  

В годы войны истребители Р-40 находились на вооружении трех основных родов авиации СССР: ВВС Красной Армии (ВВС КА), ВВС Военно-морского флота (ВВС ВМФ) и авиации ПВО, и воевали практически на всех фронтах от Черного до Баренцева моря. Малоизвестный факт: «Tomahawk»и и «Кittyhawk»и с красными звездами принимали участие во всех решающих сражениях: битве под Москвой, у Сталинграда, обороне Ленинграда, на Кубани, на Курской дуге и далее вплоть до освобождения Восточной Пруссии. Правда, нигде (кроме Севера) их количество не достигало критического числа (как правило, не более 1 - 2 полков на воздушную армию) и поэтому никакого решающего воздействия на ход сражений они не оказали (в отличие, например, от «Aэрокoбр»). В советских ВВС «Kittyhawk» считался «средней» машиной: лучшей, чем И-15, И-16 и «Hurricane», но худшей, чем Р-39, Яки или Ла. Поэтому история типичного полка на Р-40 выглядела так: начинал войну на И-15, И-16 или МиГ-3; после потери их в боях к началу- средине 1942 г. получал Р-40С; постепенно (вследствие потерь) заменял их на Р-40Е, К. Затем следовало два варианта: если полк особенно не проявил себя в боях (большие потери и малые успехи), то он переводился в ПВО и получал Р-40М и N; если же он достигал успехов, становился гвардейским - перевооружался на Р-39, Як-7, -9, или Ла-5. Данное распределение фактически завершилось к концу 1943 года, когда «Kittyhawk»и практически исчезли из ВВС КА, почти полностью перейдя в ПВО и авиацию ВМФ (только на Северном и Черноморском флотах). Это подтверждается, например, полным отсутствием истребителей Р-40 в боевом составе воздушных армий фронтов на 1.01.45 г. В мае 1945 года лишь один полк (24 «Kittyhawk»а) на весь советско-германский фронт числился в 1 ВА III Белорусского фронта. Зато в ПВО на 1.05.45 г. находилось 409 «Kittyhawk»ов и «Tomahawk»ов, 96 штук - в ВВС Черноморского флота и около полусотни - в ВВС Северного флота.

Первая партия «Tomahawk»ов была отправлена в СССР из США в сентябре 1941 года. Она была куплена за золото (а не по линии ленд-лиза, действие которого было распространено на СССР лишь с 7 ноября) и включала 20 Р-40 первых серий и единственный Р-40G (сер. номер 39-221). Но к этому времени английские «Tomahawk» IIB уже прибыли в Архангельск (очевидно, с «пробным» конвоем «Дервиш» 31.08.41 г. и одиночными транспортами). От Р-40С они отличались лишь английскими пулеметами калибра 7.69 мм и RAFовскими серийными номерами (серий АН,АК и АN). Здесь на специальной площадке с деревянным покрытием, срочно построенной заключенными ГУЛАГа, их собрали под наблюдением английских авиатехников и облетали, а затем воздушным путем отправили в 27 запасной авиаполк (ЗАП).

Запасные авиаполки в советских ВВС выполняли двойную функцию: они были учебными центрами по переучиванию авиаполков и отдельных экипажей на определенные типы самолетов (аналог немецкой С-Schule), а также депо, распределявшие эти же типы самолетов во фронтовые авиаполки для возмещения потерь. Так что с «Tomahawk»ами была проявлена разумная осторожность – несмотря на острую нехватку истребителей, их решили вначале изучить в тылу.

27 ЗАП был сформирован в августе 1941 года специально для обучения на самолеты «Tomahawk» и «Hurricane» и базировался на аэродроме Кадников (по железной дороге Архангельск - Вологда, 140 км от Вологды). В 1941-42 гг. он был основными «воротами», через которые «Tomahawk»и поступали в авиаполки ВВС КА. Здесь были подготовлены 126, 154, 159, 964 ИАП и десятки отдельных экипажей. 2 ноября полк был переформирован на 2-эскадрильный состав (штат 015/177) и на 27.12.41 г. имел 15 «Tomahawk» IIB, 4 двухместных учебных истребителя Як-7 и 2 УТИ-4. Несмотря на трудности, появившиеся при зимней эксплуатации (отказы моторов, электрогенераторов и др. агрегатов стали причиной ряда аварий) инструкторы 27 ЗАП считали «Tomahawk» достаточно простым в пилотировании и вполне доступным летчикам средней квалификации самолетом. Благодаря своей прочности он выдерживал неизбежные в учебном процессе грубые посадки и даже аварийные приземления на фюзеляж, так что за 14 месяцев интенсивной эксплуатации было списано всего 5 самолетов . С июля 1942 г. 27 ЗАП начал обучение на «Kittyhawk», но уже 25 сентября был расформирован и передал личный состав и самолеты в 6 ЗАБ.

Первым в 27 ЗАП для переучивания прибыл 15 .09.41 г. 126 ИАП. Этот полк воевал с 22 июня на И-16 и МиГ-3 и имел хороший боевой опыт, о чем свидетельствует наличие двух Героев Советского Союза (далее ГСС) – старшие лейтенанты С.Г.Ридный (украинец) и В.Г.Каменщиков получили это звание Указом от 9.08.41 г!

Освоение американских самолетов затруднялось отсутствием технических описаний и инструкций на русском языке. Летчикам и техникам приходилось переводить их со словарем по вечерам, после работы на аэродроме. «Tomahawk» оказался несложным в освоении, и с 1.10.41 г. полк приступил к учебным полетам. Но уже 12 октября пришлось срочно убыть на фронт: полк под командованием майора Найденко В.М. в составе двух эскадрилий (20 самолетов ) перелетел на аэродром Чкаловская и начал боевую работу по обороне Москвы. В период с 25.10.41 г. по 25.04.42 г. в составе 6 авиакорпуса 126 ИАП выполнил 666 боевых вылетов (далее б/в) на прикрытие войск Калининского и Западного фронтов и 319 для защиты Москвы, во время которых было сбито 29 самолетов противника ценой потери 4 своих самолетов и 2 пилотов. Наибольшая интенсивность была в первом месяце - 685 вылетов и 17 сбитых. Но затем полк «выкосили» сплошные аварии: «Tomahawk» IIB оказался совершенно неприспособленным для русской зимы. От морозов, доходивших до -38С, замерзали масло, гидросмесь и антифриз, из-за чего лопались соты радиаторов (38 случаев - для их пайки пришлось конфисковать все серебряные ложки в соседних деревнях), трескались пневматики колес, разряжались аккумуляторы. Частыми были разрушения электрогенераторов и «заклинивание» моторов.

Поскольку 126 ИАП был первым «счастливым обладателем» «Tomahawk»ов, то устранять этот шквал дефектов пришлось именно его инженерно-техническому составу (далее ИТС), хотя и с помощью специалистов НИИ ВВС. Генераторы и колеса заменили на советские, в гидро-, масло- и охладительную системы установили специальные краны, через которые жидкости полностью сливались на ночь и т.п. Но когда научились бороться с дефектами, большая часть самолетов уже была небоеспособной: отсутствовали запасные части и моторы (их не присылали вообще!) и даже ... патроны к английским и американским пулеметам! К средине января 1942 года лишь 9 самолетов можно было поднять в воздух . Тем не менее, активная боевая деятельность продолжалась: за январь было выполнено 198 самолето-вылетов (334 летных часа), проведено 11 воздушных боев, в которых сбито 5 Ме-109, 1 Ju-88 и 1 He-111 . Тут статистика открывает неожиданный факт – оказывается, «Tomahawk»и вполне успешно сражались с Ме-109! Это подтверждали и доклады летчиков об обстоятельствах боев: так, 18 января лейтенанты С.В.Левин и И.П.Левша в паре провели бой с 7 Ме-109, сбив два из них без потерь; 22 января звено (3 самолета) лейтенанта Е.Е.Лозового в воздушном бою с 13 самолетами противника сбило 2 Ме-109Е, и снова без потерь! Всего за январь было потеряно 2 «Tomahawk»а – один сбит ЗА немцев и лишь один – «мессершмиттами».

Однако «Tomahawk»ам часто доставалось от своих – незнакомый самолет азартно обстреливали как истребители, так и ЗА. Обычно все обходилось десятком пробоин и извинениями, но перед Новым годом советская ПВО превзошла сама себя: «Tomahawk» АН507 мл. лейтенанта П.Г.Маза вначале атаковали 5 И-16-х, а затем добили зенитчики. В результате вынужденной посадки мотор был разбит, а самолет отправлен в ремонт.

Но основным источником потерь все же были отказы материальной части: практически ни один боевой вылет не обходился без аварий. Посадки самолетов с неработающими моторами стали обычной практикой. Не всегда они завершались благополучно: так, 17.02.42 г. в результате отказа мотора на взлете разбился один из лучших пилотов полка ГСС ст. л-т С.Г.Ридный («Tomahawk» АК325).

Несмотря на обилие аварий, общее впечатление летчиков 126 ИАП от самолета оказалось хорошим. В «Tomahawk»е было именно то, чего недоставало советским истребителям: при создании последних прежде всего добивались высокой скорости и маневренности, а остальные качества считались как бы второстепенными. В Р-40 же как раз особое внимание обратили на такие «мелочи», как мощь вооружения (секундный залп в 1.5 раза выше, чем даже у МиГ-3), защиту (38-мм лобовое бронестекло, бронеспинка), прочность планера (даже при аварийных посадках летчики обычно оставались невредимыми), комфорт (четкая устойчивая радиосвязь, хороший обзор из фонаря с чистыми прозрачными стеклами и надежным аварийным сбросом, просторная кабина), большая (до 1100 км) дальность полета. Поэтому и при недостаточных скорости и маневренности, «вялости» даже на виражах (по этим основным характеристикам он уступал и Ме-109Е, и Якам с ЛаГГами) самолет в руках опытных воздушных бойцов оказался грозным оружием. Была разработана специальная «групповая» тактика, когда недостатки машины компенсировались хорошей слетанностью звеньев и эшелонированием по высоте . Потому и большинство побед в 126 ИАП были групповыми: ГСС С.Г.Ридный (АН965) – 9 сбитых лично плюс 17 в группе, ГСС В.Г.Каменщиков – 7+10, командир полка В.М.Найденко – 5+11.  Асами (с более чем 5-ю сбитыми) стали 12 пилотов, а всего за битву под Москвой 31 летчик полка был награжден орденами и медалями.

Tomahawk II (AH965) 126ИАП лейтенанта С.Г.Ридного, Московская обл., декабрь 1941
Фото ЦАКФД, получено автором.

 

В мае 1942 г. 126 ИАП был перевооружен на Р-40Е. Находясь после отступления немцев в глубоком тылу, он в спокойной обстановке до конца августа совмещал освоение «Kittyhawk»ов с задачами ПВО Москвы и Подмосковья. В конце августа к ним добавилось эскортирование правительственных самолетов по маршруту Москва-Арзамас-Куйбышев.

Затем полк снова был переброшен на наиболее опасный участок фронта – под Сталинград. 28 августа 126 ИАП, сформированный по штату 015/174, но имея всего 18 самолетов  и 50% положенного технического состава, прибыл в состав 268 ИАД и разместился на аэродроме Солодовка.

Интенсивность воздушных боев здесь оказалась настолько высокой, что даже опытный и хорошо подготовленный полк «сгорел» в этом аду, как спичка – всего за неделю. Начало было неплохим – 29 августа летчики сбили Ме-109F, Ju-88 и FW-189 ценой потери одного P-40E, 30 августа – 5 Me-109F и 5 He-111 при потере 3 Р-40Е, 31-го – 10 Me-109F, 1 He-111 и 1 Ju-87 за 2 сбитых и 2 подбитых Р-40Е. Но перелом наступил уже 5 сентября -- за 2 Ме-109F и1 Ju-88 было заплачено 4 «Kittyhawk»ами: два сбито в бою и два столкнулись в воздухе. В этот день был сбит и тяжело ранен командир полка майор В.М.Найденко. Оставшиеся в строю 4 самолета перешли на боевое дежурство над своим аэродромом.

Всего до 13.09.42 г. было выполнено 194 самолето-вылета (далее с/в), причем (редкий случай!) все – боевые, т.е. сопровождались боями с противником. Основная часть (163 с/в) приходилась на сопровождение штурмовиков Ил-2. Проведено 29 групповых и 24 индивидуальных воздушных боя, в которых уничтожено 36 самолетов противника (23 Ме-109F, 6 He-111, 3 Ju-88, 1 Me-110, 1 Ju-87, 1 Hs-123 и 1 FW-189). Потери составили 13 самолетов, 7 летчиков не вернулись с боевых заданий и 5 были ранены. После отвода в тыл 18.09.42 г. полк был перевооружен на Ла-5 и в дальнейшем воевал только на советских типах самолетов.

Тот же самолет (на заднем плане) что на верхнем снимке во временном зимнем камуфляже
Фото ЦАКФД, получено автором.

 

Вторым в советских ВВС в бой на «Tomahawk»ах вступил 154 ИАП. 20 сентября 1941 г. он прибыл в 27 ЗАП, а 26.11.41 г., обученный и переформированный на штат 015/284 (2 эскадрильи, 20 самолетов) под командованием батальонного комиссара А.А.Матвеева убыл на Ленинградский фронт (аэродром Подборовье). В декабре к нему присоединился 159 ИАП. Оба полка вошли в состав Восточной оперативной группы, прикрывавшей «воздушный мост» в осажденный Ленинград. Транспортные самолеты ПС-84 (лицензионные американские «Douglas»DC-3, с 7.09.43 г. переименован в Ли-2) перебрасывали в окруженный немцами город продовольствие и другие грузы. Обратными рейсами вывозили женщин, детей, стариков, раненных. Люди садились в самолеты на глазах летчиков-истребителей, надеясь на их защиту – поэтому бои на трассе носили исключительно ожесточенный характер. Транспортники защищали до последней возможности, вплоть до воздушных таранов немецких истребителей.Летчики совершали чудеса – так, 17 декабря 5 «Tomahawk»ов над Ладожским озером отбили атаку на ПС-84 9 Ме-109F, при этом ведущий капитан П.А.Покрышев (в будущем дважды ГСС) сбил одного из них. В этот же день командир эскадрильи П.А.Пилютов, в одиночку прикрывая 9 ПС-84, не только отразил нападение 6 Me-109F, но и сбил два из них (хотя сам был подбит). А 23.01.42 г. П.А.Пилютов после упорного 30-минутного боя сбил на «Tomahawk»е Me-109F с бортовым номером «19». Взятый в плен немецкий пилот сообщил, что на его счету 59 побед...

Из-за сравнительно невысокой интенсивности боевых действий зимой 41-42 гг. потери 154 и 159 ИАП были невысокими. Поэтому начавшееся в марте перевооружение на Р-40Е проходило постепенно и прямо на фронте: ими просто заменяли сбитые «Tomahawk»и. Например, 154 ИАП на 12.03.42 г. имел 7 «Tomahawk»ов и 7 «Kittyhawk»ов. Еще 5 «Tomahawk»ов стояли без моторов. Но уже в мае картина изменилась – почти все самолеты выработали моторесурс! Поскольку запасные «Allison»ы не поступали, а истребители требовались срочно, командира полка майор А.А.Матвеева предложил устанавливать на Р-40Е...советские моторы М-105П и М-105Р! На 1-й авиаремонтной базе 13 ВА таким образом было переделано более 40 истребителей (а заодно несколько машин переоборудовали в двухместные). Естественно, установка менее мощного мотора привела к ухудшению характеристик самолета – так, максимальная скорость Р-40Е с мотором М-105П и винтом ВИШ-61П снизилась на 12 км/час (с 477 до 465 км/час). Поэтому переделанные самолеты поспешили передать в другой полк (196 ИАП).

154 ИАП воевал на Р-40Е до ноября 1942 г. С весны в основном выполнял задачи ПВО. Летом к ним добавились полеты на штурмовку и бомбометание – обычно подвешивали одну бомбу ФАБ-250 под фюзеляж. Наибольшие потери (6 «Kittyhawk»ов ) понес в сентябре. За боевые успехи 22.11.42 г. был преобразован в 29 гвардейский ИАП. С декабря 1942 года был перевооружен на Як-7б.

 


Наиболее широко и интенсивно Р-40 воевали в Заполярье. Они начали поступать сюда с января 1942: «северные ворота» для ленд-лизовских конвоев пришлось перенести из Архангельска в незамерзающий на зиму порт – Мурманск. Поскольку переброска на крайний север самолетов с советских заводов по ряду причин была затруднительной , то здесь имел место уникальный случай – пополнение советских ВВС возложили ...на западных союзников! До 95% поступавших в мурманский порт английских и американских самолетов зачислялись в действующие здесь части ВВС, ПВО и морской авиации .

Динамика поступления Р-40 в Мурманск следующая: 11 января 1942 г. (конвой PQ-7) – 4 самолета; 20 января (PQ-8) – 15; 10 февраля (PQ-9) – 2; 12 марта (PQ-12) – 44, а всего за 1942 год – 272 «Tomahawk»а и«Kittyhawk»а. В 1943 г. прибыло 108 Р-40 (с конвоями SW 52,54 и 55). Последние «Kittyhawk»и (111 штук) были доставлены в мурманский порт с 29.02 по 5.4.44 г. конвоями SW 56, 57 и 58.

Первым на Севере «Tomahawk»и получил 147 ИАП. Поскольку боевые действия здесь носили позиционный характер, переучивание проходило прямо в оперативной зоне. Полк продолжал воевать на И-153, в перерывах между боями осваивая «Tomahawk»IIB и «Hurricane»IIB. Первые «Tomahawk»и поступили в начале декабря 1941 г, а к концу января 1942 г. переучивание было завершено. До середины апреля полк воевал на двух типах истребителей, причем, например, во II эскадрилье в I и III звеньях было по 2 «Tomahawk»а и 2 «Hurricane».

1 апреля 1942 года полк стал 20 гвардейским ИАП, был переформирован на новый штат 015/134, к 1 мая сдал «Hurricane» и в дополнение к имевшимся «Tomahawk» IIB  получил Р-40Е.

Освоение «Tomahawk»ов, несмотря на хорошие пилотажные качества самолета, проходило непросто: еще в декабре было разбито две машины (АК318 – пожар в воздухе, АК296 – сорвался в штопор). А первой боевой потерей на севере стал АК295 – его 1.2.42 г. сбили в воздушном бою.

В целом «Tomahawk»и, как и «Kittyhawk»и, летчикам понравились, особенно своей живучестью и дальностью полета. Прочность его 5-лонжеронного крыла  после воздушного боя 8 апреля 1942 г. стала легендарной: в этот день командир звена лейтенант Алексей Хлобыстов дважды в одном бою таранил немецкие истребители! Первому «мессершмитту» на догонном курсе он отрубил хвостовое оперение, второму – на встречном курсе часть крыла, причем оба раза одной и той же – правой – консолью. Оба Ме-109 разбились, а «Tomahawk» благополучно сел на своем аэродроме и был без труда отремонтирован. Его пилот, у которого врачи не обнаружили даже царапин, был представлен к званию ГСС и получил денежную выплату – 2000 рублей за два уничтоженных вражеских истребителя.

Комиссар 20-го ГИАП поздравляет А.Хлобыстова с успешным боевым вылетом, в котором он сбил два вражеских самолета. Обратите внимание на повреждение крыла.
Фотография датирована 8 апреля 1942 г., аэродром Мурмаши, Карельский фронт.
Фото ЦАКФД, получено автором.

Третий таран, совершенный А. Хлобыстовым 14 мая 1942 г., завершился длительным пребыванием в госпитале: свой поврежденный в бою «Kittyhawk» № 812 он направил на «мессершмитт», который пытался его добить на встречном курсе. Спасла случайность – при ударе его выбросило из самолета...

А.Хлобыстов воевал на Р-40 до конца: 13.12.43 г. он на «Kittyhawk» №1134 вместе с напарником лейтенантом Калегаевым (№ 1167) преследовали немецкий разведчик и были сбиты его стрелком над вражеской территорией. Оба пилота в полк не вернулись...

Летчики 20 гв.ИАП воевали на Р-40 дольше всех в ВВС – до конца 1943 года, после чего получили «Аэрокобры» P-39N. Общие итоги за 1942-43 гг. не сохранились, известны лишь потери: 28 Р-40 разных моделей в 1942 г. и 26 – в 1943 г., из них 14 – в авариях и катастрофах , 35 сбиты в воздушных боях, 3 – зенитной артиллерией и 1 разбомблен на аэродроме. Судя по сохранившимся результатам отдельных боев, немцы понесли по крайней мере не меньший урон.

Из материалов допросов сбитых на Севере в 1942 г. немецких летчиков из II. и III./JG 5 (A.Jakobi, H.Bodo, K.Philipp, W.Schumacher) следует, что они считали «Tomahawk» серьезным противником (выше оценивали только Ме-109F и «Airacobru»), а достаточно скромные успехи советских летчиков – в приверженности оборонительной тактике и недостаточно решительным атакам...

Картина дня

наверх