На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

О вкладе самолёта И-16 в оборону воздушного пространства Китая в войне с Японией 1937-45 годов

7 июля 1937 года с конфликта у моста Лугоуцяо началась «вторая японо-китайская война». Китай, по существу, к этой войне готов не был. Войска Гоминьдана отступали, теряя силы в кровопролитных сражениях. Генерал-губернаторы китайских провинций оставляли лучшие армейские части для обороны своей территории (на случай ухудшения отношений с центральным правительством), на фронт отсылая практически невооруженные территориальные войска. Не хватало артиллерии. Состояние китайских военно-воздушных сил было ещё более плачевным.

Реакция Запада на события в Китае была довольно вялой. Лига наций ограничилась лишь формальным осуждением действий Японии, да и то с большим опозданием (резолюция увидела свет лишь 24 ноября 1937 года).

С началом войны японская промышленность резко увеличила производство самолётов, чтобы обеспечить авиацию армии и флота новой техникой. В 1937 году японскими заводами было произведено 1511 самолётов, а в 1938 году уже 3201, более чем в два раза больше. [1]Первым делом перевооружение затронуло Императорскую авиацию флота, в которой на смену устаревшим бипланам Nakajima А2M1 и A4M1 пришёл новый истребитель-моноплан Mitsubishi A5M конструкции Дзиро Хорикоси. Главным истребителем армейской авиации всё ещё оставался биплан Kawasaki Ki.10, поэтому армейские военно-воздушные силы в этот период использовались в основном для прикрытия японских войск в Северном Китае и обеспечения ПВО Маньчжурии. Однако уже в марте 1938 года в небе Китая появился новый истребитель Nakajima Ki.27, вскоре начавший поступать в части Императорской армейской авиации во всё возрастающем количестве.

Японские истребители флота
Mitsubishi А5М-2 мичмана Касимуры Коничи, сентябрь 1937 года. Mitsubishi А5М-2 мичмана Касимуры Коничи, сентябрь 1937 года.
Mitsubishi A6M-2. Китай, лето 1941 г.

Mitsubishi A6M-2. Китай, лето 1941 года.

 

Японские истребители армии
Ki.10 Такео Като, осень 1937 г. Ki.10 Такео Като, осень 1937 года
Ki.27, захваченный китайцами и перекрашенный в цвета ВВС Гоминьдана

Ki.27, захваченный китайцами и перекрашенный в цвета ВВС Гоминьдана

Nakajima Ki-43 25-го сентая. Нанкин, 1943 г. Nakajima Ki-43 25-го сентая. Нанкин, 1943 год.

 

Китайская республика мало что могла противопоставить мощи японской военной машины. В самом Китае практически не было развитой авиационной промышленности, заводы занимались сборкой иностранных самолётов из машинокомплектов. Авиация к началу войны включала в себя около шестиста самолетов, в том числе триста пять истребителей. [2] Истребительная авиация была представлена американскими «Кёртиссами» (на вооружении стояли бипланы «Хок-II» и «Хок-III»), «Боингами-281» (больше известными как Р-26), а также итальянскими Fiat CR.32. Лучшим истребителем из этой «сборной солянки» считался Curtiss Hawk III, биплан с убирающимся шасси, который, превосходя японские бипланы A2M, A4M и Ki.10, не мог на равных бороться с новыми монопланами A5M и Ki.27.

В августе 1937 года была заказана партия из двадцати четырёх французских истребителей «Девуатин» D.510C [8], в боевых действиях они участвовали с лета 1938 года. В начале декабря 1937 года в Гонконг были доставлены тридцать шесть английских «Гладиаторов» Mk.I [9], однако под давлением Японии власти Великобритании отказались обеспечить техническую помощь для сборки самолётов, в результате их введение в строй весьма затянулось. В любом случае, всё это было подобно капле в море.

Помощи было ждать неоткуда. Поэтому главе правительства Китая, лидеру Гоминьдана Чан Кайши, ничего не осталось, как обратиться за помощью к Советскому Союзу. Правительство СССР было заинтересовано в удержании японцев как можно дальше от рубежей своей страны, поэтому переговоры пошли быстро и без проволочек. 21 августа 1937 года между СССР и Китаем был заключен договор о ненападении. В сентябре в Москву прибыла китайская военная делегация, которой на Щёлковском аэродроме был продемонстрированы образцы советского вооружения, в том числе один учебно-тренировочный самолёт УТИ-4. Уже с октября 1937 года, до подписания официального соглашения, Советский Союз начал передавать Китаю вооружение, в том числе и самолёты. Одновременно с отправкой самолётов по просьбе Чан Кайши Советский Союз начал отправку летчиков-добровольцев. В 1937 году на помощь была послана одна эскадрилья И-16 (тридцать один самолёт и сто один человек летного и технического персонала). К концу ноября, однако, пришло только двадцать три самолёта.

Первые поставки техники в кредит (то есть официальные) начались с 1 марта 1938 года. К 10 июня по первому контракту было доставлено, помимо всего остального, 94 И-16 (тип 5 и тип 10), а также 8 УТИ-4. В первых же боях выявилась недостаточная огневая мощь двух крыльевых пулеметов ШКАС на И-16 тип 5, поэтому весной 1938 года вместе с И-16 тип 10 в Китай стали поступать дополнительные пулеметы для перевооружения И-16 тип 5. С 5 июля 1938 года по 1 сентября 1939-го было передано еще 20 И-16 тип 10 (с двумя комплектами запчастей) и 10 пушечных И-16 тип 17 (с одним комплектом запчастей). Поставки «ишаков» продолжались и далее, возможно, вплоть до 1941 года. Известно, что кроме перечисленных типов «ишаков» Китаю передавались И-16 тип 18, и, вероятно, тип 6...

Отбор лётчиков для участия в японо-китайской войне производился очень тщательно. Добровольцев в октябре 1937 г. собрали в Москве, где они были ознакомлены с характеристиками японского истребителя Ki.10. К 21 октября 1937 года для отправки в Китай были подготовлены 447 человек, включая наземный персонал. Переодетые в гражданскую одежду, они отправились поездом в Алма-Ату..

В боях

Летчики из Советского Союза вступили в бои сразу же после приезда. 21 ноября 1937 г. в небе над Нанкином состоялся первый поединок советских и японских летчиков. Отражая налет на город, 7 И-16 группы Курдюмова перехватили 20 японских самолетов и без потерь одержали три победы (два А5М и один бомбардировщик). На следующий день, 22 ноября, открыла боевой счет группа Прокофьева, 6 И-16 в схватке с шестью А5М одержали одну победу без потерь.

При появлении в воздухе советских летчиков японцы стали нести большие потери, их превосходство в воздухе было поставлено под угрозу. Однако через некоторое время они «освоились», и уже наши лётчики, в основном не имеющие боевого опыта, стали действовать менее эффективно. Сказывалась и отсутствие в группе Курдюмова командира: заместитель командира эскадрильи Сизов в тяжелой обстановке не захотел брать на себя всю полноту ответственности, категорически отказывался от командования. В результате воздушные бои проходили вяло, неорганизованно. Летчики, не имея боевого опыта, действовали как кому вздумается. Тяготило летчиков и то, что им все время приходилось воевать с численно превосходящим противником. Одному советскому истребителю противостояло, как правило, пять — семь японских.

Из-за невозможности как следует прикрыть аэродромы от внезапных налетов японской авиации Благовещенский организовал некий аналог советской службы ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), в полном соответствии с «китайскими реалиями». Лётчики с утра до вечера находились с парашютами у своих самолётов, рядом с обслуживающими машины техниками и механиками. Самолёт командира обычно стоял рядом с командным пунктом, остальные самолёты располагали неподалеку в шахматном порядке. Сразу по получении сигнала о появлении противника на вышке взвивался синий флаг, означавший тревогу. Благовещенский взлетал обычно первым, за ним остальные. Группой в бою управляли только покачиванием крыльев. Сигналы предварительно чётко определялись на земле.

И-16 тип 5 советских добровольцев

И-16 тип 5 советских добровольцев [17]

 

А. С. Благовещенскому принадлежала инициатива и в организации взаимодействия между «скоростными» И-16 и «манёвренными» И-15. По предложению одного из лётчиков он централизовал ведение стрельбы из пулеметов, приказав установить кнопочную гашетку на ручке, для облегчения снял на всех самолетах аккумуляторы и поставил на И-15 бронеспинки, спасшие жизнь многим летчикам.

В результате проведенных мероприятий соотношение потерь опять изменилось в пользу советских добровольцев.

Воздушные бои в небе над Китаем были примечательны тем, что обе стороны достаточно активно применяли таран. Самым известным, безусловно, является таран Антона Губенко, произведенный 31 мая 1938 года, и ставший первым советским тараном. Губенко на И-16 уничтожил истребитель А5М, а сам благополучно приземлился на своем аэродроме. Тем не менее, этот таран не являлся первым. Известны еще по крайней мере два тарана, совершенные китайскими летчиками на И-15 (18 февраля и 29 апреля 1938 года) Правда, в обоих случаях самолеты были потеряны; один лётчик спасся на парашюте, другой погиб. Еще раньше, 22 декабря 1937 года, японский лётчик Н. Оббаяси таранил И-16. Оба пилота погибли.

 

31 мая 1938 года старший лейтенант Губенко вылетел на И-16 в составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Подойдя к противнику вплотную, он знаками предложил ему садиться. Японец попытался оторваться переворотом через левое крыло.

Истребитель И-96
Истребитель A5M2 (И-96), 1938 год.

Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону. Тогда Губенко решил сбить его таранным ударом. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. A5M2 потерял управление и упал на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот бой он был награждён Золотым Орденом Китайской республики.

Справедливости ради необходимо отметить, что по некоторым источникам сбитый, якобы, Антоном Губенко японец уцелел - лётчик Касимура сумел привести свой искалеченный А5М2 на аэродром, хотя треть его левой консоли и была отрублена.

Унтер - офицер Касимура был объявлен в Японии героем, который "...великолепным пилотированием спас свой самолёт, протараненный падающим вражеским истребителем"  ( смотрите - "Авиация Японии во Второй Мировой войне" Москва, 1996, ч. 2, с. 50 ).

По возвращении из Китаю капитану А. А. Губенко было присвоено внеочередное воинское звание, сразу - "Полковник". Он начал готовиться к поступлению в Военно - Воздушную академию, но перед самыми экзаменами, 8 августа 1938 года, в Управлении ВВС ему сообщили о назначении заместителем командующего авиацией Белорусского особого военного округа.

 

Истребители А5М4 12-й авиагруппы в полёте над Китаем, 1939 г.

Истребители А5М4 12-й авиагруппы в полёте над Китаем, 1939 год [19]

 

В Китае советские лётчики впервые вели ночные бои на И-16 (в Испании для монопланов Поликарпова это оказалось невозможным из-за отсутствия подходящих взлётно-посадочных полос, так что «ночники» там летали на И-15)

 Так, в одну из ночей командир эскадрильи А. И. Лысункин в паре с Е. Орловым взлетели на перехват японских бомбардировщиков, идущих на Хэньян. В 23.00 по сигналу тревоги лётчики выехали на аэродром. Подробности боя упоминаются в воспоминаниях военврача С. Белолипецкого:

«Аэродром, хорошо знакомый днём, в призрачном свете луны имел иной, почти неузнаваемый вид. У развалин комендантского помещения стояло несколько грузовых машин с установленными на площадках кузовов мощными юпитерами. Лысункин и Орлов, уже в полном снаряжении, с подвешенными парашютами, планшетами и ракетницами в руках, через переводчика договаривались с начальником аэродрома генералом Яном: „Взлёт при лунном свете. Юпитеры не нужны. Как только противник отбомбится, зенитки прекращают огонь, а прожекторы указывают направление полета противника. Запрос на посадку — белая ракета“.

Минуту спустя мы с полковым комиссаром Иваном Ивановичем Сулиным наблюдали, как в серебристой дымке лунного света две тупоносые „ласточки“, стремительно набирая скорость, одна за другой промчались мимо нас, взмыли вверх и потонули в ночном небе.

Судя по удаляющемуся шуму моторов, истребители направились на юго-запад, в сторону города. Неожиданно с неба на землю опустилась светящаяся цепочка красных трассирующих точек, и донеслась пулеметная очередь. За ней послышалась вторая, но уже в ином направлении. Затем третья. Впоследствии мы узнали: Лысункин и Орлов по поручению китайского командования „гасили“ таким способом в разных районах Хэнъяна огни, продолжавшие светиться в условиях сплошного затемнения. Возможно, огонь жгли по недисциплинированности, а может быть, и по злому умыслу...

Переводчик повел нас с Иваном Ивановичем в бомбоубежище, под которое была приспособлена большая железнодорожная труба рядом с аэродромом. Скоро в настороженную ночную тишину проник приглушенный шум моторов. Рванул первый взрыв. Последовавшие за ним через неуловимо короткие промежутки времени сотни взрывов слились в грохот чудовищной силы. Задрожала земля, посыпались камни дорожной насыпи. Близкие разрывы били в уши, обдавая лицо горячим воздухом. Так близко к "эпицентру" бомбового удара я оказался впервые.

Адская канонада оборвалась разом: бухнули в одиночку последние две-три бомбы, и стало вдруг до странности тихо. Мы с Сулиным поспешно вскарабкались на насыпь в надежде увидеть, как наши смельчаки-истребители встретят воздушного врага, удалявшегося на юг. Туда, вслед за самолетами противника, вытянулись и бледно-голубые полосы прожекторных лучей.

Аэродром заволокло дымом и пылью. Напрасно напрягали мы зрение и слух. Только однажды Иван Иванович вдруг воскликнул: „Смотрите, доктор, вон там что-то вспыхнуло!“

Но смолк гул моторов бомбардировщиков, погасли прожекторы, подходило к концу время, на которое могло хватить горючего у наших истребителей. Генерал Ян объявил: „Приближается вторая волна, вышла и третья“.

А Лысункина и Орлова все не было. Наконец в небе послышался рокот одиночного мотора, и вниз полетела белая ракета. Кто-то из наших вернулся и просил разрешения на посадку. А где же второй? Почему его нет, что с ним?

Задавая друг другу эти тревожные вопросы, мы опасались, что вернувшийся лётчик не успеет приземлиться и угодит под японские бомбы. Но вот самолет зарулил по земле.

Истребитель А5М4 на борту авианосца "Сорю", 1939 год

 

Истребитель А5М4 на борту авианосца "Сорю", 1939 год 

В томительном ожидании прошло еще некоторое время, а лётчик все еще продолжал маневрировать, очевидно отыскивая просветы между свежими воронками. Пилот скорее всего не догадывался о грозившей ему опасности. Не утерпев, Сулин послал авиатехника на аэродром за возвратившимся. Наконец мотор смолк, и тут же в наступившей тишине явственно обозначился отдаленный шум очередной группы „Мицубиси“.

Вражеские бомбовозы уже грозно гудели над аэродромом, когда к нашему укрытию подбежали запыхавшиеся авиатехник и прилетевший Евгений Орлов. Едва успели мы втиснуться в переполненное бомбоубежище, как грохнули бомбы.

— Где Лысункин?

— Не знаю. Последний раз я видел его, когда мы пошли в атаку на японцев. Они отвечали сильным огнем. Я думал, Александр уже вернулся... Выходит, с ним произошло что-то неладное.

Теперь все понимали, что Лысункин не сможет благополучно возвратиться: бензин у него давно кончился». [13]

К сожалению, А. Лысункин погиб. Во время боя его самолет был повреждён и пошёл на вынужденную посадку. Летчик в лунном свете принял за землю поверхность озера; в результате сильного удара при посадке Лысункин получил смертельную травму, ударившись головой о прицельную трубу.

О сбитых самолетах в этом бою не сообщается, однако на следующую ночь при налете на город несколько японских лётчиков, помня о нападении «ишаков», приняли свои самолёты за советские и открыли по ним огонь. В результате разгоревшегося обстрела, а также из-за действий китайских зенитчиков, японцы потеряли одиннадцать бомбардировщиков.

По некоторым данным, ночью на «ишаке» совершал вылеты также С. П. Супрун. Как пишет С. Я Федоров, «С. П. Супрун в качестве заместителя советника по истребительной авиации находился в Чунцине, где базировались две эскадрильи истребителей под его командованием. Японцы часто нарушали воздушное пространство временной столицы гоминдановского Китая, совершая массированные и разведывательные полеты преимущественно ночью и в сумерки. Супрун летал на истребителе И-16 конструкции П. Н. Поликарпова. Это была очень хорошая для того времени машина, маневренная, с большим обзором. Воевал С. П. Супрун самоотверженно, не было ни одного боевого вылета па перехват японских самолетов и прикрытие города, в которых бы он не участвовал. За боевые заслуги в Китае С. П. Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза».

 К началу 1940 года  все летчики вернулись на родину. Это вызвано началом второй мировой войны в Европе, а также охлаждением отношений между СССР и Китаем (в это время в Китае начались инциденты с нападением войск партии Гоминьдан на отряды коммунистов). В войсках, правда, оставалось некоторое количество наших советников и инструкторов, которые в боевых действиях участия не принимали. 10 января 1940 года, вероятно, можно считать днём последней победы советских добровольцев в Китае.  Её одержал К. Коккинаки, командовавший группой И-16. Вот как он сам вспоминал этот бой:

«Японские бомбардировщики шли двумя группами по 27 самолетов в каждой под сильным прикрытием истребителей. Часть наших ребят связала боем японские истребители, а другая атаковала бомбардировщики. Надо отдать должное боевой выучке и упорству противника. Японские самолеты шли плотным строем, крыло в крыло, умело поддерживая огнем друг друга. Если одна машина, объятая пламенем, падала к земле, ее место занимала сзади идущая, сохраняя боевой строй.

Нам пришлось драться с истребителями прикрытия. Их было значительно больше. В этом бою я сбил седьмой японский самолет. Выйдя из атаки, увидел, что два японца атакуют И-16. Я поспешил на выручку товарищу и сам попал под удар. Пулеметная очередь сильно повредила мою машину, и она крутой спиралью пошла к земле. Тут мне помог опыт летчика-испытателя. Я сумел вывести машину в горизонтальный полет и добраться до своего аэродрома».

За время войны в Китае там побывало около семисот летчиков и техников, погибло около двухсот советских летчиков-добровольцев. Четырнадцать летчиков получило за бои в Китае звание Героя Советского Союза, более четырёхсот награждено орденами и медалями.

Китайские подразделения на И-16

Первым китайским подразделением, освоившим «ишак» , стал IV татуй, который 21 сентября 1937 года, сдав свои «Хоки-III», отбыл в Ланьчжоу для получения И-16 тип 5 и И-15бис. На И-16 стал переучиваться 21-й чаньтай, остальные чаньтаи IV татуя (22-й и 23-й) получили бипланы.

Командир IV татуя Као Чи-Хан (в другой транскрипции - Джао Дзихань)

Командир IV татуя Као Чи-Хан (в другой транскрипции — Джао Дзихань) [17]

21 ноября летчики 21-го чаньтая IV татуя на «ишаках» полетели в Нанкин. Всего в полете участвовало 15 самолетов, из них семь пилотировались советскими летчиками, восемь — китайцами. Лидером группы был полковник Као Чи-Хан, командир IV татуя, который уже имел на своем счету пять побед. После взлёта истребители попали в метель, в результате на промежуточный аэродром в Анкьянге приземлилось только восемь И-16 — советские летчики и Као, остальные китайцы потерялись. Во время дозаправки самолеты попали под бомбы десяти G3M2. Као Чи-Хан при попытке взлететь был убит взрывом бомбы. Его самолёт был первым И-16, потерянным в боевых условиях в японо-китайской войне. Командиром IV татуя стал Ли Куэй-Тан.

Лётчики чаньтая, долетев до Нанкина, производили боевые вылеты до 3 декабря 1937 года. 13 декабря Нанкин пал. При отступлении китайцы оставили на аэродромах несколько повреждённых «ишаков», которые впоследствии изучались японцами. После отступления 21-й чаньтай вместе с другими частями IV татуя совершал вылеты из Ханькоу. Первый крупный бой состоялся 18 февраля 1938 года. В этот день двенадцать бомбардировщиков G3M2 под прикрытием двадцати шести истребителей A5M совершили налет на Ханькоу. На перехват поднялись двадцать девять И-16 IV татуя и некоторое количество И-15. По китайским данным, было сбито двенадцать японцев (японские данные подтверждают потерю только четырёх истребителей), при этом было потеряно пять И-16 и четыре И-15, все лётчики с «ишаков» (в том числе и командир татуя Ли Гуйдань) погибли. В сентябре 1938 года из-за нехватки матчасти IV татуй был отправлен в Ланьчжоу и перевооружён на И-15бис.

Китайский летчик сфотографировался на фоне своего И-16 тип 17

Китайский летчик сфотографировался на фоне своего И-16 тип 17. 24-й чаньтай, июнь 1941 года. [17]

Приданный IV татую 24-й чаньтай получил первые И-16 тип 10 в Ланьчжоу 29 марта 1939 года. Подразделению предстояло обеспечивать ПВО Чуньцина, где в тот момент находилось правительство страны. Летчикам 24-го чаньтая выпало сомнительное удовольствие первыми встретиться в бою с японскими истребителями «Зеро» (подробнее об этом см. ниже). После этого 24-й чаньтай перевели в Ченьду. а затем в феврале 1941 года в Хами, где подразделение получило истребители И-16 III (так в китайских ВВС обозначался И-16 тип 18). Подразделения IV татуя получили 35 истребителей И-16 и 20 И-153. В июне 1940 года группа получила монопланов в три раза меньше, чем бипланов. 1 сентября 1941 года 24-й чаньтай вошёл в состав новой «истребительной группы». В конце марта 1942 года летчики IV татуя сдали последние истребители советской конструкции и оправились в Куньминь для переучивания на самолеты Рипаблик Р-43А «Лансер».

26 чаньтай V татуя был перевооружен на И-16 в Ланьчжоу в январе 1938 года. В конце июля 1938 года подразделение принимало участие в обороне Ханькоу. Лётчики провели серию ожесточённых боев с японской авиацией. К примеру, 3 августа в бою принимало участие до семидесяти японских самолётов. Командир 26-го чаньтая Ванг Ханьсюнь сбил один самолет. Самолёт командира звена Лиу Линьцзы (бортовой номер «5922») был сбит, лётчик выпрыгнул с парашютом. Лётчик истребителя И-16 с бортовым номером «5920» Ха Хуен совершил вынужденную посадку. Был потерян И-16 с бортовым номером «5821», летчик погиб. 1 октября 26-й чаньтай придали V татую. В сентябре 1939 года подразделение получило семь новых И-16 тип 10. В ноябре эскадрилья принимала участие в жестоких воздушных боях над Ченьду. В 1940 году в Ланьчжоу прибыли девять новых И-16 тип 18, однако до конца года все они по тем или иным причинам были потеряны или оказались небоеспособными. Эскадрильи перевооружили самолётами И-153, но уже в начале марта 1941 года 26-й чаньтай получил И-16 III, его оставили в Ланьчжоу прикрывать маршрут переброски самолетов из СССР. 1 сентября 1941 года подразделение вошло в состав новой истребительной группы и к маю 1942 года было перевооружено на И-153.

Еще одним подразделением V татуя, получившем истребители И-16, стала сформированная в июле 1941 года группа 4-го командования воздушных сообщений. Группу возглавил командир 29-го чаньтая Ванг Яньхуа, на вооружении подразделения имелось семь истребителей И-16 III. Лётчики продолжали выполнять задачи ПВО Ланьчжоу. К концу 1942 года группа стала фактически автономным подразделением, которое подчинялось не центральному командованию, а руководству провинции Синьцзян, где начались столкновения между китайцами и местным уйгурским населением. Столкновения продолжались вплоть до прихода к власти в провинции в 1943 году коммунистов. В сентябре 1943 года V татуй получил американские истребители Р-66 и уцелевшие И-16 из других групп. В конце 1943 года на базе татуя сформировали китайско-американское авиакрыло, получившее на вооружение истребители P-40N. Вполне возможно, что не все И-16 и Р-66 были заменены новыми истребителями.

Будущий ас Лью Чи-Шень на фоне своего И-16 тип 5. 21 чаньтай, аэродром Ханькоу, март 1938 г.

Будущий ас Лью Чи-Шень на фоне своего И-16 тип 5. 21 чаньтай, аэродром Ханькоу, март 1938 года

В январе 1940 года в Ченьду III татуй получил истребители И-16 и И-152, скорее всего оставленными отозванными в СССР советскими добровольцами. Самолёты И-16 поступили на вооружение 7-го и 32-го чаньтаев. «Ишачков» оказалось значительно меньше, чем И-152. В начале 1941 года в III татуе появились еще и истребители И-153 «Чайка». Группа несла тяжёлые потери в ежедневных воздушных боях с «Зеро» над Ченьду. В конце апреля и начале мая группа получила еще несколько истребителей И-16 III. В начале августа в боях принимало участие не менее пяти И-16 из «весенней» партии. 11 августа на перехват семи новейших бомбардировщиков G4M1 и 16 «Зеро» сопровождения поднялись двадцать девять китайских истребителей, в числе которых было девять И-16. Пять «ишаков» стали жертвами японцев: три сбили летчики «Зеро», два — на счету воздушных стрелков G4M1. Насколько известно, 11 августа 1941 года китайские истребители И-16 последний раз принимали участие в бою с японской авиацией. Вполне возможно, что И-16 оставались на вооружении III татуя и в середине сентября, когда группу перевооружили самолетами Р-66 Vanguard.

Последней группой, получившей И-16 стал XI татуй, сформированный в Ченьду 16 декабря 1940 года в составе 41-го, 42- го, 43-го и 44-го чаньтаев. Для вновь сформированного татуя было выделено четыре И-153, пять «Кёртисс Хок-75», двадцать И-152 и пятнадцать И-16. На вооружении 43-го и 44-го чаньтаев имелись только И-16 и И-152, на вооружении 42-го — советские самолеты и «старые истребители всех типов». Предположительно, последний воздушный бой советские истребители из XI татуя провели 11 августа 1941 года. В сентябре 1942 года группу в основном перевооружили американскими истребителями Р-66 «Вэнгард». Однако 41-й чаньтай продолжал летать на монопланах Поликарпова и даже одерживать на них победы. 6 июня 1943 года над Бирманской дорогой командир части Чэнь Чжаоцзи сбил японский армейский истребитель Ki.43 Hayabusa. [5] По всей видимости, это подразделение было последней китайской частью, воевавшей на И-16.

В целом советские летчики хорошо отзываются о качествах китайских коллег. Однако большинству китайцев явно не хватало умения для борьбы с японскими самолетами. Число аварий было весьма велико, многие советские самолеты были потеряны именно в небоевых условиях. Бои при отсутствии советских добровольцев складывались не в пользу китайцев; часто бывало так, что ни один самолет не возвращался после вылета на базу. Командование также было не на высоте. Например, 31 июля 1940 года заместитель командира 24-го чаньтая повел группу из семи И-16 в ночной перехват, несмотря на то, что истребители не имели соответствующего оборудования. В результате сумели набрать высоту только три «ишака», включая лидера, причём в бою с японцами все они были сбиты, лётчики погибли.

 

А6М2 «Зеро» №9-182 14-й авиагруппы в небе над Южным Китаем, осень 1940 года

А6М2 «Зеро» №9-182 14-й авиагруппы в небе над Южным Китаем, осень 1940 года[19]

Настоящим кошмаром стало для китайцев появление в 1940 году нового истребителя флота Mitsubishi A6M Zero с убирающимся шасси и пушечным вооружением. Бороться с ним на «ишаках», даже на новых И-16 тип 18 с двигателем М-62, было под силу только опытным пилотам, а таковых в ВВС Гоминьдана было не так уж много (особенно после возвращения домой советских добровольцев). Поэтому первый же бой с ними, состоявшийся 13 сентября 1940 года, оказался для китайцев катастрофически неудачным. В этот день японцами был произведен налет на Чуньцин силами двадцати семи бомбардировщиков G3M. Ударные самолеты прикрывались тринадцатью «Зеро». Китайцы подняли на перехват истребительные части ПВО Чунцина: девять И-16 IV татуя (включая шесть «ишаков» 24-го чаньтая), 19 И-152 из 22-го и 23-го чаньтаев той же IV авиагруппы и шесть И-152 из 28-го чаньтая III группы. В воздушном бою командир 24-го чаньтая Ян Мень Чинь погиб, а его заместитель и еще один летчик получили ранения различной степени. Всего же погибло девять китайских летчиков, ранения получило шесть человек, включая командира IV татуя; 13 китайских самолетов было сбито, 11 повреждено. Японцы не потеряли ни одного самолёта. [15] Интересен тот факт, что первые полеты на Чуньцин «Зеро» совершали еще 19-20 августа 1940 года, однако китайцы просто не отправляли силы на их перехват (судя по результатам боя 13 сентября, это было вполне оправданно).

Схватки с «Зеро» в основном кончались одинаково плачевно: японцы практически не несли потерь. Поэтому китайским правительством был официально издан приказ о прекращении боевых действий в воздухе. Большинство боев до конца 1940 года происходило при перехвате китайских самолетов японцами.

Естественно, что победы китайцев при таких обстоятельствах стали эпизодическим явлением. Несколько облегчила ситуацию группа «Летающие тигры», состоящая из американских военных летчиков (фактически это была полноценная часть USAAF, закамуфлированная под группу наемников). Американцы, летавшие на Р-40, добились определённых результатов.

Известно, однако, что 22 мая 1941 года Као Ю-Чин, лётчик 24-го чаньтая IV татуя, одержал победу на И-16 тип 18, сбив над Ланьчжоу бомбардировщик G3M и повредив еще один. Очень возможно, что это вообще была единственная победа китайских истребителей за весь 1941 год.

 

В 10.20 IV татую было приказано рассредоточиться. Лью Чи-Шень, командир 24-го чаньтая (входившего в состав группы, как уже было упомянуто выше), повел группу из семи И-16 тип 18 в Ву Вей. Лидировал группу бомбардировщик СБ-2М-103 из IX-го татуя. Один из И-16 не смог убрать шасси и сел на аэродроме Си Ку Чень в Ланьчжоу. В 11.02 остальные шесть истребителей попали в зону плохой погоды возле Ву Вея и были перенаправлены на аэродром Чань Чуань Чунь севернее Ланьчжоу. Вскоре после 12.10, когда все приземлились, над аэродромом пролетели 25 бомбардировщиков G3M. Као-Ю-Чин, не успевший еще заглушить двигатель, взлетел на перехват. Лётчик предполагал, что японцы вскоре развернутся для атаки их аэродрома. Вскоре он действительно увидел группу из девяти бомбардировщиков, летевших на высоте 5000 м. Као атаковал формацию слева, затем зашел спереди. Он открыл огонь с расстояния в 400 м, а после атаки спикировал. Два ведущих G3M задымились. Као провел еще три захода, атаковав сбоку, тем самым он сорвал японцам прицельное бомбометание. За время воздушного боя китайский наземный персонал смог подготовить к взлету оставшиеся «ишаки». Все пять оставшихся истребителей смогли избежать разрушения, хотя один из них все-таки был повреждён осколками. Као-Ю-Чин вышел из боя после того, как одной из очередей он прострелил себе винт (причиной этого стал дефект синхронизатора). Всего во время боя он израсходовал 600 патронов. Один из японских бомбардировщиков упал по дороге обратно, весь экипаж погиб.[15]

Начиная с марта 1942 года китайские авиационные части начали пересаживаться на американские истребители; уцелевшие советские И-16 и И-153 стали передавать лётным школам, где они служили до 1943—1944 года. Несколько дольше послужили китайские УТИ-4, которые широко использовались для обучения летного состава и начали списываться к 1945 году, когда их заменили американские аналоги.

И-16 китайского производства

До начала советской военной помощи в Китае находилось несколько небольших заводов по производству истребителей. В Наньчане, например, находился завод по производству истребителей Fiat. Известно также о попытках наладить из запчастей сборку бипланов Curtiss Hawk III.

Вскоре после начала поставок советской авиационной техники китайское правительство решило разместить у себя производство советских самолетов. 9 июля 1938 года посол Китая в СССР Ян Цзэ обсуждал этот вопрос с советским правительством. 11 августа 1939 года между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве самолетосборочного завода в районе Урумчи. Протоколом предусматривалась сборка на заводе до 300 И-16 в год из советских частей, деталей и узлов. Первая очередь завода была закончена 1 сентября 1940 года. В советских документах завод получил наименование «авиазавод №600». Однако китайцам произведенные в Урумчи И-16 (по-видимому, там производили тип 5 и УТИ-4) так и не достались. В апреле 1941 года на заводе находилось 143 законсервированных И-16, хранящихся там уже в течении 6-8 месяцев. Тогда же и появилось решение о возвращении этих самолетов в Союз. Возвращение началось уже после начала войны. Машины собирались, облетывались, камуфлировались, после этого следовала приемка военными летчиками и перегонка в Алма-Ату. К 1 сентября перегнали 111 самолетов, один И-16 был потерян в горах. Оставшиеся 30 И-16 и 2 УТИ-4 ушли в Алма-Ату до конца года. В течение 1941-42 годов завод №600 занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16, однако новых самолетов здесь так и не строили. [16]

Советские добровольцы позируют на фоне И-16

Советские добровольцы позируют на фоне И-16. Обратите внимание на увеличенные обтекатели крыльевого вооружения, не характерные для советских моделей И-16. Возможно, что это «Чань-28-I». [1]

Существуют также данные, что китайцы освоили нелицензионное производство «ишаков» на базе итало-китайского предприятия SINAW в Наньчане. 9 декабря 1937 года производство там было свернуто по приказу Муссолини. Станочный парк завода SINAW сумели по речным путям эвакуировать в Чунцин в первой половине 1939 года. Станки установили в пещере длиной 80 и шириной 50 м. Обустройство нового завода заняло год, предприятие получило название «2-е авиационные производственные мастерские ВВС». Работа по подготовке выпуска копий истребителей И-16 началась еще до прибытия станков с завода фирмы SINAW. Китайский И-16 получил обозначение «Чань-28 Чиа»: чань — древний китайский феодальный кодекс чести; «28» — год с момента основания республики Китай, 1939 год от рождества Христова; «чиа» — «первый». По-другому обозначение можно записать как «Чань-28-I». Чертежи, как и в Испании, снимались с деталей «живых» истребителей И-16. Не хватало станков, а влажность в пещерах достигала 100%. Исходя из реальных условий, полностью изменили технологию выклейки монококовой обшивки фюзеляжа. Методы контроля качества продукции оставались примитивными и занимали много времени. Металлические лонжероны, шасси и колеса — советского производства, их предполагалось демонтировать с неисправных самолетов. Двигатели — М-25 с неисправных И-152 и И-16, использовались и моторы Wright-Cyclone SR-1820 F-53 взлетной мощности 780 л. с. (они стояли на китайских бипланах «Хок-III»). Двухлопастные воздушные винты поставлялись из Советского Союза в комплектах ЗИП к истребителям И-16, кроме того винты «Гамильтон Стандарт» можно было снять с истребителей «Хок-II». Вооружение — два крупнокалиберных пулемета «Браунинг». Сборка первого истребителя Чань-28-I началась в декабре 1938 года, завершили первый самолет только в июле 1939 года. Самолёт получил заводской номер Р 8001. Истребитель прошел всесторонние наземные проверки, прежде чем впервые оторвался от земли. Лётные испытания завершились успешно. Насколько известно, построили всего два одноместных истребителя Чань-28-I. С появлением в небе Китая истребителей «Зеро» и без того не слишком большая результативность китайских пилотов на И-16 упала почти до нуля. Не имело смысла делать массовым заведомо устаревший истребитель.

Кроме того, в период с 1940 по 1944 гг. китайцы построили примерно 30 копий УТИ-4, самолёты обозначались «Чань 28 Чиа», как и одноместные И-16 местной сборки. 

Камуфляжные схемы (просмотреть все)
И-16 тип 5 одного из подразделений советских лётчиков-интернационалистов И-16 тип 5 одного из подразделений советских лётчиков-интернационалистов
И-16 тип 5 Лью Чи-Шеня. 21-й чаньтай IV татуя. Ханькоу, март 1938 года

И-16 тип 5 Лью Чи-Шеня. 21-й чаньтай IV татуя. Ханькоу, март 1938 года.

И-16 тип 10 командира 23-го чаньтая, 1938—1939 гг. Эта часть летала в основном на И-15бис

И-16 тип 10 командира 23-го чаньтая, 1938—1939 гг. Эта часть летала в основном на И-15бис.
Чань-28 Чиа. Аэродром Куннинь, 1942 год Чань-28 Чиа. Аэродром Куннинь, 1942 год.

 

http://i16fighter.ru/operational-history/china.htm

http://airaces.narod.ru/china/gubenko.htm

Картина дня

наверх